28 Тамыз 2014, 03:16
Аюке хан (1642-1725) — историческое лицо. Но только не казахский хан, как говорится в легенде, а калмыцкий, севший на ханский трон в 1672 году. Будучи правителем волжских калмыков, Аюке укрепил ханскую власть и сохранил самостоятельность своего государства.
Правда и то, что у Аюке хана была дочь, звали ее Сетержаб, правда и то, что она была просватана за джунгарского царевича Цеван-Рабдана в 1697 году и отправлена к жениху (И.Я. Златкин. Указанное соч. — С. 215). Не вызывает сомнений тот факт, что прототипом легендарной Етрежеп была Сетержаб. Не является вымыслом и то, что казахи называли Цеван- Рабдана, мужа Сетержаб, Контаджи ханом, то есть историческое лицо Цеван-Рабдан является прототипом легендарного Контаджи хана, мужа Сетержаб. От их брака родился Шоно-Лоузан — также реальное лицо в истории. Он был не просто одним из многих тайджи, а любимцем народа, справедливым, храбрым наследником трона (В.А. Моисеев. Дело Шоно-Лоузан. К истории посольства из цинского Китая в Россию в 30-е гг. ХVIII в. // В кн. Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 2. — М., 1993. — С. 98). Нет сомнений, что родившийся согласно легенде от Етрежеп Сына, в действительности от Сетержаб — Шона, — одно и то же лицо. Среди казахов Шоно-Лоузана называли Сына (Сна) батыром. Об этом писал Ч. Валиханов. «Шуну знают на всем пространстве, которое принадлежит России; воспоминания о нем сохранились в поэтическом рассказе алтайских калмыков и у киргизов (т.е. казахов — А.С.), и у волжских калмыков; киргизы (казахи — А.С.) говорят только, что Сына батыр натягивал очень тугой лук, который пробивал...» (Ч.Ч. Валиханов. Указ. соч. Т. I. — С. 432). Эту мысль выдвигал в конце ХIХ века В. Вербицкий (В.И. Вербицкий Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований. — М., 1893. — С. 120). Исторически соотносятся не только персонажи легенды о Кызылкенише и реальные исторические лица, но и события, связанные с этим дворцом. Известно из истории, что Цеван-Рабдан еще при жизни назвал своим преемником, который должен занять Джунгарский трон, Галдан- Церена — сына от старшей жены Кунше. Более того, он предполагал, что сын от младшей жены Сетержаб, принц Шоно-Лоузан, будет добиваться права на престол, и, чтобы оградить первенца от этой угрозы, отнял у Шоно- Лоузана его улус и отдал старшему сыну. Естественно, потеряв всякую надежду на отцовский престол да еще оставшись без своего улуса, Шоно-Лоузан выказал неповиновение. Заботясь, якобы, о единстве государства, Цеван-Рабдан приказал наказать Шоно-Лоузана — связать и выпороть его розгами. Кто знает, нет дыма без огня, но злые языки утверждают, будто бы Серен-Рабдан вбил себе в голову, что Шоно-Лоузан не его родной сын... Затем Цеван-Рабдан сослал принца, поселив среди простых скотоводов. Опозоренный, оскорбленный, доведенный до крайности, Шоно-Лоузан уехал на далекую родину своей матери, на берега Волги, и умер там в 1732 году. А народ сложил легенду о невинно пострадавшем принце Шоно-Лоузане (В.А. Моисеев. Указанное сочинение. — С. 97-102).
Правда жизни в легендах и сказаниях переводится народом на свой «язык», истолковывается по-своему. В народном воображении несправедливо униженный и опозоренный Шоно-Лоузан превратился в батыра-мстителя. Когда пришло время, и Джунгарское ханство было разгромлено до основания, калмыки и ойраты, спасаясь от преследования, ушли на свою историческую родину и принесли туда с собой легенду о Шоно-Лоузане, сделав ее героя борцом за правое дело, мучеником, объектом всенародного поклонения. Нет сомнений в том, что легендарный Шона, Сына, Сына батыр, о котором повествуют казахи, — это Шуна у алтайцев, Суну-Матыр у хакасов, Шуно у тувинцев, Шуна батыр у калмыков. А прототипом его был Шоно-Лоузан. Творцы и слушатели этих легенд, жители степей, охотно верили в эту притчу, каждый приписывал принадлежность главного персонажа своему народу. По этому поводу Чокан Валиханов оставил интересное историческое свидетельство. В 1740 году в Башкирии вспыхнуло восстание против царя, которое было подавлено. Его руководитель Карасакал бежал в Казахскую степь. Остановился Карасакал в горах Кента и Каркарылы, где расположен легендарный Кызылкениш. В тех местах проживал известный Казыбек бий, которого Карасакал уважал безгранично. Удивляет одно. Прибыв в эти места, Карасакал скрыл свое подлинное имя и назвался легендарным Шоно, с которым связаны Кызылкениш и его окрестности. Об этом прослышал Галдан-Церен, перепугавшийся до смерти. Он послал наемных убийц, чтобы расправиться с младшим братом — претендентом на отцовский престол и поручил дело Барак султану (Ч. Валиханов. Указанное соч. Т. I. — С. 432). Но местные жители, услышав о таком замысле, в один голос заявили: «Ежели он подлинно Шунай батыр, то не отдадим» (Казахско- русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Сборник документов и материалов. — А.-А., 1961. — С. 140). Таковы правда и легенды о дворце Кызылкениш, воспроизведенные как в исторической записи, так и опоэтизированные в народных сказаниях. ...Когда остаются позади золотые горы Каркаралы, похожие на непокорные вихры-чубы, то прямо перед вами возникают две вершины Кентских гор — Догал и Коныр. Двигайтесь прямо, не сворачивая, и между этими вершинами покажутся, наконец, округлые контуры легендарного дворца Кызылкениш... Неяркая природа, притихший лес, безмолвные скалы... Тишина первозданная...